Notice: Undefined variable: params in /home/admgorzmng/xn-----6kcabbscddnxgabh9awkkmoaib9afmjuk4k8m.xn--p1ai/docs/plugins/content/isarticlenew.php on line 31
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ Порядок действий при угрозе проведения террористических актов
Антитерроризм - Антитерроризм |
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИ
Порядок действий при угрозе проведения террористических актов
При обнаружении объектов, снаряженных отравляющими веществами (ОВ)
В повседневной жизни не исключены случаи обнаружения гражданами подозрительных предметов, которые могут быть снаряжены отравляющими веществами (ОВ). Данные объекты чаще всего представляют собой различные емкости, как хозяйственно-бытового значения (банки, бутылки, свертки, пакеты и т.д.), так и промышленного (цистерны, контейнеры, баллоны, бочки и т.д.). Подобные предметы можно обнаружить в транспорте, в учреждениях, в общественных местах и т.д. При обнаружении бесхозного предмета, опросите людей, находящихся рядом. Если хозяин не установлен и есть подозрение, что объект начинен ОВ, необходимо:
1) немедленно доложить об обнаружении предмета в ближайшее ОУВД (в случае, когда это невозможно, на службу «02» дежурной части ГУВД), при этом сообщить место, время, обстоятельства обнаружения опасного предмета и его внешние признаки;
2) принять меры к ограждению предмета, оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта;
3) в случае необходимости принять меры для эвакуации граждан из опасной зоны;
4) поддерживать постоянную связь с дежурной частью подразделения и докладывать о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке;
5) при прибытии на место происшествия сотрудников полиции действовать в соответствии с их указаниями.
Важным свойством отравляющих веществ является их высокая токсичность, т.е. способность вызывать поражение при попадании в организм в минимальных количествах. Поражение отравляющими веществами может произойти в результате вдыхания зараженного воздуха, при попадании отравляющих веществ в глаза, на кожу, на одежду.
По характеру воздействия на организм ОВ делятся на группы:
— нервно-паралитического действия (V-газы, зарин, зоман);
— кожно-нарывного действия (иприт);
— общеядовитого действия (синильная кислота);
— удушающего действия (фосген);
— психо-химического действия (диэтиламид лизиргиновой кислоты, бизед);
— раздражающего действия (СиЭс, хлорацетофенон).
Также возможно отравление людей сильнодействующими ядовитыми веществами промышленного производства (хлор, йод, сернистый ангидрид,
аммиак, пары ртути и т.п.).
Некоторые отравляющие вещества имеют характерный запах, например:
Иприт — запах чеснока или горчицы;
Синильная кислота — запах миндаля;
Хлорциан — резкий неприятный запах (напоминающий запах миндаля);
Фосген — запах прелого сена или гнилых фруктов;
Первые признаки поражения ОВ:
- общая слабость;
- головная боль;
- боли в глазах;
- слюнотечение;
- тошнота и рвота;
- сужение зрачков;
- затрудненное дыхание;
- судороги.
Первая помощь при поражении ОВ:
- надеть противогаз;
- срочно вынести из очага поражения;
- обеспечить покой, согреть.
При обнаружении взрывных устройств, радиоактивных, химических и других подозрительных предметов.
Не трогать, не вскрывать и не передвигать подозрительный предмет!
Немедленно сообщить в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений МВД (в службу «02») и руководству, при этом указать время, место, обстоятельства обнаружения опасного предмета, его внешние признаки.
Принять меры к ограждению предмета, оцепления опасной зоны и недопущению в неё людей и транспорта.
В случае необходимости приступить к эвакуации людей.
Обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения опасного предмета автомашин правоохранительных органов, скорой медицинской
помощи, пожарной охраны, МЧС, служб эксплуатации.
Обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно следственной группы и фиксацию их установочных данных.
Поддерживать постоянную связь с дежурной частью подразделения и докладывать о принимаемых мерах и складывающейся на месте происшествия обстановке.
Помните: внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.д.
Напоминаем:
Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами — это может привести к их взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям!
При возникновении криминогенной обстановки телефон полиции 02.
При нападении на пост
1. С помощью средств связи (телефон, радиостанция) через дежурного охраны или в циркулярном режиме подать сигнал «Нападение на пост № ».
2. Принять меры к отражению нападения и, по возможности, задержать нападавших до прибытия помощи. При этом потребовать от посторонних лиц, находящихся в зоне инцидента, прекратить движение, а на других постах — прекратить доступ посторонних лиц на объект.
3. При устранении угрожающей опасности строго руководствоваться требованиями ст. ст. 37, 39 «Уголовного кодекса» Российской Федерации, а при использовании специальных средств —ст. 17 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
4. По прибытии помощи доложить старшему объекта о происшедшем и сложившейся обстановке, в дальнейшем действовать по его указаниям.
5. При получении сигнала от дежурного охраны или с подвергшегося нападению поста, старшие парных постов немедленно выдвигаются в район нападения и под руководством старшего смены принимают меры к отражению нападения или блокированию места происшествия, пресечению преступления и задержания посягавших лиц. Оставшиеся на постах сотрудники охраны продолжают нести службу, усилив бдительность и строго соблюдая установленный режим.
6. Лицам, получившим в результате нападения телесные повреждения, необходимо оказать доврачебную медицинскую помощь.
7. До прибытия сотрудников органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению свидетельской базы и сохранению следов преступления на месте происшествия. По прибытии сотрудников милиции — действовать по их указаниям.
При применении отравляющих веществ (в том числе газового оружия)
1. Немедленно доложить дежурному охраны.
2. Предпринимая меры личной безопасности переместить пострадавших на свежий воздух и оказать первую доврачебную помощь:
— при попадании ОВ на кожу промыть ее теплой водой или спиртосодержащей жидкостью;
— при попадании ОВ в глаза — промыть теплой водой. При сильных болях закапать в глаза смесь 3-4% раствора новокаина и 1% раствора атропина в соотношении 1:1.
3. Прекратить доступ посторонних лиц в помещение и обеспечить его проветривание не менее 1 часа.
Порядок охраны места происшествия
Охрана места происшествия организуется немедленно сразу после происшедшего события.
При этом сотрудник охраны обязан:
1. Отметить точное время происшедшего события.
2. Принять неотложные меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим.
3. Доложить о происшедшем дежурному о/м или «02», оперативному
дежурному ЧОП, руководству объекта.
По возможности выставить на месте происшествия отдельный пост.
4. Тяжелораненых срочно эвакуировать, предварительно отметив (с помощью мела и т.п.) их местоположение в момент происшедшего события, в ближайшее лечебное заведение, зафиксировав его адрес и телефон.
5. Предложить легкораненым или лицам находящимся в шоковом состоянии остаться на месте до прибытия оперативно-следственной группы или препроводить их в одно из свободных помещений, обеспечив при этом благоприятные условия.
6. Трупы, обнаруженные на месте происшествия, оставить в первоначальном
положении до приезда судебно-медицинского эксперта.
При возникновении крайней необходимости перемещения тел, отметить их первоначальное положение (контурно очертить) и позу с помощью любых красителей.
7. Принять меры к сохранению в первоначальном состоянии явно видимых следов преступления (осколков взрывных устройств, оружия, стреляных гильз, пуль и т.п.). При возникновении необходимости перемещения указанных предметов, отметить их первоначальное положение и принять меры к сохранению возможных отпечатков пальцев.
Изъятое оружие хранить в месте, исключающем его утрату.
8. Максимально сохранить обстановку на месте происшествия (укрыть отпечатки обуви и другие следы от влияния погодных условий).
9. Удалить с места происшествия посторонних лиц за исключением свидетелей. Последних разместить по возможности в отдельных помещениях до прибытия оперативно-следственной группы (при невозможности принять меры к сбору установочных данных по свидетелям).
10. В случае задержания преступника незамедлительно произвести тщательный личный досмотр. Изъятые оружие, боеприпасы и документы упаковать в целлофановый пакет. Надеть наручники. О задержании незамедлительно сообщить по тел. «02». Задержанное лицо поместить в изолированное помещение и выставить охрану.
11. При прибытии на место происшествия сотрудников органов МВД (ФСБ) — действовать по их указаниям.
Действия по ликвидации последствий терактов с применением опасных химических веществ
При совершении теракта наиболее вероятно использование высокотоксичных опасных химических веществ, имеющих следующие особенности:
обладают наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным или только ингаляционным токсическим действием;
не обладают скрытым периодом действия;
способны создавать максимальные поражающие концентрации в условиях применения;
сравнительно легко изготавливаются в производственных и лабораторных условиях или приобретаются под видом использования для бытовых нужд;
не требуют специальных условий при хранении, могут скрытно доставляться к месту совершения теракта различными видами транспорта и незаметно переводится в боевое агрегатное состояние. Возможными способами применения опасных химических веществ на месте проведения теракта могут быть механическое распыление, распыление взрывом и вылив. Наиболее вероятными местами их применения могут быть крупные здания учебного, торгового, культурно-зрелищного, спортивного предназначения, станции метрополитена, вокзалы, аэропорты и другие закрытые и открытые помещения с большим количеством находящихся в них людей. Для обнаружения наличия и типа опасных химических веществ на месте применения их террористами проводится химическая разведка.
Личный состав сил РСЧС, органов охраны правопорядка и обслуживающий персонал, участвующий в ликвидации ЧС, должен использовать соответствующие СИЗ. Конкретный выбор их зависит от характера решаемых задач, удаления от источника заражения, прогнозируемой химической обстановки, возможных концентраций опасных химических веществ и их агрегатного состояния.
Ликвидация последствий применения террористами опасных химических веществ представляет собой комплекс специальных мероприятий, осуществляемых в целях максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника ЧС. Перечень их аналогичен тем, которые выполняются при аварии на химически опасном объекте. Однако необходимо иметь в виду, что возможно применение террористами опасных химических веществ в местах массового скопления людей.
Целесообразно обратить внимание на выполнение следующих мероприятий:
а) в режиме повышенной готовности (когда есть информация о возможном теракте):
принятие дополнительных мер к формированию оперативных групп для выявления химической обстановки на месте вероятного совершения теракта и оказания помощи в ликвидации ЧС обслуживающему персоналу объекта и органам охраны правопорядка на транспорте и в местах проведения массовых мероприятий;
оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка объекта о возможном теракте;
усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытых помещениях, а также на прилегающих территориях;
перевод обслуживающим персоналом объекта средств индивидуальной защиты органов дыхания в положение «походное»;
включение в работу технических средств химической разведки и контроля стационарного типа и подготовка носимых приборов химической разведки и контроля;
уточнение планов взаимодействия с территориальными антитеррористическими комиссиями;
приведение в соответствующую степень готовности сил и средств, предназначенных для выдвижения в предполагаемый район возможного теракта;
б) в режиме ЧС (когда совершен теракт):
оценка обстановки в зоне теракта и принятие решения о привлекаемых силах;
организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению контртеррористической операцией;
оповещение населения (пассажиров, зрителей, участников различных мероприятий) о наличии в воздухе опасных химических веществ и порядке действий при эвакуации;
проведение химической разведки и контроля в целях определения группы и идентификации примененных террористами опасных химических веществ;
проведение эвакомероприятий, включая эвакуацию пострадавших;
встреча прибывающих подразделений привлекаемых сил, уточнение стоящих перед ними задач. При совершении терактов с захватом заложников в закрытых помещениях для их освобождения и обезвреживания террористов могут применяться специальные вещества, обладающие наркотическим действием. После контакта с ними через вдыхаемый воздух в течение нескольких минут наступает нокаутирующий эффект, который вызывает временное физическое бессилие и обездвиживание. Подразделения спецназа пользуются этим моментом для захвата террористов, а спасатели, совместно с медперсоналом, обеспечивают своевременное использование антидотов, с помощью которых выводят заложников из наркотического состояния и при необходимости эвакуируют их в медучреждения.
При эвакуации пострадавших должна быть исключена возможность остановки дыхания, для чего их ни в коем случае нельзя класть на спину. Искусственную вентиляцию легких при необходимости целесообразно проводить с помощью технических средств.
Действия по ликвидации последствий терактов с применением биологических поражающих агентов.
Из всего разнообразия патогенных микроорганизмов, существующих в природе, в качестве потенциальных биологических агентов практически могут быть использованы при терактах только несколько десятков биологических видов, известных специалистам.
Биологический терроризм может быть осуществлен в форме угрозы применения биологических поражающих агентов (БПА), либо в форме непосредственного заражения окружающей среды возбудителями инфекционных болезней и токсинами. При этом действия террористов могут быть демонстративными или скрытными. При совершении теракта в зависимости от поставленных целей вероятно использование возбудителей инфекционных болезней с коротким или длительным инкубационным периодом, устойчивых к неблагоприятным факторам окружающей среды, обладающих универсальными механизмами распространения и путями проникновения в организм. Заражение местности и водоемов возможно при распространении культур микроорганизмов путем их рассыпания или разлива. Заражение воздуха путем диспергирования биологических рецептур в закрытых помещениях и на открытых площадках будет направлено на ингаляционное поражение людей. Заражение пищевых продуктов БПА возможно на объектах пищевой и молочной промышленности, объектах общественного питания, на складах готовой продукции и в организациях по реализации.
В качестве типовых объектов проведения террористических актов наиболее вероятны места массового скопления людей в закрытых помещениях (на станциях и в вагонах метрополитена, салонах автобусов, трамваев, поездов, самолетов, в зданиях спортивного, торгового, развлекательного и лечебно-профилактического назначения) и на открытом пространстве (на стадионах, рынках, площадях, в парках отдыха и т. д.) Установление типа примененного БПА осуществляется лабораторными методами экспресс- анализа в специализированных медицинских учреждениях, предназначенных для решения такого рода задач. Доставка проб осуществляется личным составом подвижных комплексов радиационной, химической и биологической разведки и должна проходить в условиях, исключающих возможность рассеивания материалов отобранных проб. После доставки транспорт обеззараживается на специальной площадке, а личный состав проходит полную санитарную обработку.
Ликвидация последствий применения террористами биологических поражающих агентов представляет собой комплекс оперативных специальных мероприятий, осуществляемых в целях максимального ослабления поражения людей, снижения размеров материальных потерь и прекращения действия источника биологических поражающих агентов. Перечень их аналогичен тем, которые выполняются при аварии на биологически опасном объекте. Однако необходимо иметь в виду, что применение террористами биологических поражающих агентов возможно в местах массового скопления людей, на предприятиях пищевой и мясомолочной промышленности.
Целесообразно обратить внимание на выполнение следующих мероприятий:
а) в режиме повышенной готовности (когда есть информация о возможности теракта):
формирование оперативных групп территориального подчинения для выявления биологической обстановки на месте вероятного совершения теракта, специализированных формирований для участия в организации и проведении противоэпидемических мероприятий и оказания помощи обслуживающему персоналу и органам охраны правопорядка в ликвидации последствий теракта;
уточнение планов взаимодействия с территориальными антитеррористическими комиссиями;
оповещение обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка объекта о возможном теракте;
усиление наблюдения и контроля за обстановкой в закрытых помещениях, а также на прилегающей территории;
перевод обслуживающим персоналом объекта средств индивидуальной защиты органов дыхания в положение «походное»;
подготовка к работе носимых и передвижных приборов биологической разведки и контроля;
приведение в соответствующую степень готовности сил РСЧС, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район возможного теракта;
б) в режиме ЧС (когда совершен теракт):
уточнение обстановки в зоне теракта и принятие решения о привлекаемых силах;
организация взаимодействия с оперативным штабом по управлению КО;
оповещение населения, обслуживающего персонала и личного состава органов охраны правопорядка о биологическом заражении;
проведение неспецифической биологической разведки и контроля в целях установления факта применения БПА, установление таксономической группы БПА, прогнозирование зоны биологического заражения;
обеспечение населения в зоне теракта средствами индивидуальной защиты органов дыхания;
эвакуация населения на незараженные территории (при отсутствии необходимости введения карантина или обсервации);
оказание первой медпомощи пораженным;
локализация места вылива (выброса) БПА;
осуществление контроля состояния воздуха и поверхностей, подвергшихся заражению БПА, после удаления продуктов обеззараживания;
проведение спецобработки СИЗ, обмундирования и техники, а также санобработки личного состава, участвовавшего в локализации и ликвидации последствий теракта;
проведение дезинфекции участков местности, внутренних и наружных поверхностей зданий, сооружений и техники;
контроль полноты дезинфекции;
проведение санобработки населения, выведенного из зоны биологического заражения, обслуживающего персонала и личного состава сил РСЧС, участвовавших в проведении работ в зоне биологического заражения,
В общей системе защитных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий теракта с применением биологических агентов, важное место занимают режимно-ограничительные мероприятия в зонах поражения. Они организуются и проводятся в целях предупреждения выноса и последующего распространения инфекций за пределы зон биологического поражения и представляют собой комплекс режимных, ограничительных и медицинских мероприятий, которые, в зависимости от эпидемиологических особенностей инфекции и сложившейся эпидемической и биологической обстановки, подразделяются на обсервацию и карантин. Личный состав сил, участвующий в ликвидации ЧС, вызванных крупномасштабными терактами, в зоне биологического заражения при обеззараживании источника заражения и при эвакуации людей использует СИЗ.
Организация медико-санитарного обеспечения при террористических актах с использованием опасных химических и отравляющих веществ
Утверждены Минздравом России 28 декабря 2001 г. №2510/13132-01-34
Введение
В Методических рекомендациях представлены основные характеристики опасных химических и отравляющих веществ ОХВ (ОВ), которые использовались и могут применяться при терактах, даются подходы к оценке медико-санитарных последствий террористических актов, приведены мероприятия по ликвидации их последствий. Имеются разделы по клинике и лечению поражений высокотоксичными химическими веществами. Они предназначены для оказания методической и практической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ, гигиенистам, врачам-токсикологам, химикам и другим специалистам службы медицины катастроф при локализации и ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов.
1. Общие положения
Население практически не защищено от террористических актов с применением ОХВ (ОВ). Средств для быстрой идентификации агента недостаточно. Применение веществ выполняется скрытно, может приводить к быстрым массовым людским потерям, что одновременно оказывает крайне тяжелое психическое воздействие и сопровождается возникновением паники, приводящей к дезорганизации работы спасслужб и правоохранительных органов. Имеющаяся нормативно-методическая документация по работе в условиях техногенных аварий не может в полной мере удовлетворить требования, необходимые для выполнения медико-санитарных мероприятий при терактах с использованием высокотоксичных веществ. Можно назвать лишь несколько научно-методических документов, в которых определены действия соответствующих служб, принимающих участие в ликвидации медико-санитарных последствий террористических актов. К ним относятся инструктивно-методические указания «О порядке отработки действий специалистов государственной санитарно-эпидемиологической службы г. Москвы при террористических актах» Методическое пособие по защите от ОХВ, используемых при совершении террористических акций и некоторые другие. Ряд положений из данных документов использован в настоящих Рекомендациях. В последние годы для совершения террористических актов стали использовать высокотоксичные химические вещества, в частности вещества, относящиеся к химическому оружию.
Не исключается возможность террористических актов с применением химического оружия и на территории России. В настоящее время на армейских складах находится около 40 тыс. тонн боевых отравляющих веществ В результате выполнения программы уничтожения химического оружия его запасы уже значительно сократились и продолжают сокращаться., подлежащих уничтожению в соответствии с Конвенцией по химическому разоружению. Среди этих отравляющих веществ такие сильнейшие ОВ, как зарин, зоман, иприт, люизит и смесь иприта с люизитом, Ви-газы и другие.
2. Свойства опасных химических и отравляющих веществ, которые могут быть использованы при террористических актах
При совершении терактов наиболее вероятно использование высокотоксичных химических и ОВ, обладающих наибольшим ингаляционным и кожно-резорбтивным, не обладающих скрытым периодом действия, имеющих сравнительно большое давление насыщенного пара, а следовательно возможность создания смертельных концентраций в воздухе, которые легко изготовить в производственных и лабораторных условиях или приобрести под видом использования для бытовых нужд; их удобно хранить, можно скрытно доставить к месту совершения террористического акта различными видами транспорта и незаметно перевести в боевое агрегатное состояние.
Химический терроризм по своей природе резко отличается от преступлений, связанных с применением ядов или диверсий на химически опасных объектах. В данном случае речь идет не только о токсичных веществах или ядах в общепринятом смысле, а об их применении для массового поражения населения. >! Для терактов наиболее характерны боевые ОВ, которые обладают сочетанием целого ряда свойств:
- высокой токсичностью, когда количество вещества, требуемое для достижения летального исхода, настолько мало, что практически не видно невооруженным глазом, не ощутимо при вдыхании и при попадании на кожу;
- особыми свойствами, обеспечивающими возможность их применения, способность быстро проникать через неповрежденные кожные покровы и слизистые оболочки верхних дыхательных путей, глаз и пр.;
пригодностью к применению по специально отработанным технологиям, легко трансформируемым для целей терроризма.
Такие сочетания свойств не характерны для ядов, встречающихся в криминальной практике или в гражданских химических производствах. Ни хлор, ни аммиак, ни даже фосген или синильная кислота не могут сравниться с боевыми ОВ типа зарин, зоман или Ви-газ. Химическое оружие дешево и просто в изготовлении, легко может быть синтезировано небольшой группой специалистов, а в отдельных случаях даже одним квалифицированным специалистом-химиком в необходимом для теракта количестве на малогабаритной лабораторной установке в обычном вытяжном шкафу.
3. Оценка медико-санитарных последствий террористических актов
Специфика медико-санитарных последствий при химическом терроризме обусловлена:
многообразием веществ химической природы, используемых при терактах, а отсюда разнообразие (полиморфность) вариантов и сроков развития поражений;
использованием для террористических целей высокотоксичных веществ;
неизвестностью вещества (особенно в первые часы после возникновения инцидента);
внезапностью развития ситуации;
возникновением инцидента в любом непредвиденном месте, как правило, в местах массового скопления людей;
возникновением инцидента в помещениях, на транспорте (жилые помещения, залы, метро и т.п.);
одномоментным массовым поражением людей;
необходимостью оказания специализированной медпомощи значительному числу пораженных;
незнанием (недостаточным уровнем знаний) специалистами местных органов здравоохранения вопросов организации оказания медицинской помощи при массовых поражениях;
низким уровнем специальных знаний по оказанию медпомощи при химической травме неясной этиологии; трудностями оперативного прогнозирования развития ЧС;
неизвестностью путей поступления вещества (веществ) в организм;
неопределенностью знаний, до идентификации вещества, о стойкости вещества в объектах окружающий среды;
необходимостью срочной расшифровки вещества и экспрессного определения уровней и масштабов загрязнений, что затруднено в связи с низким техническим уровнем по индикации веществ и недостаточной подготовленностью специалистов;
возникновением паники.
Масштабы медико-санитарных последствий терактов могут быть весьма различными и зависят не только от степени токсичности использованного химического вещества и его количества, но и от места, времени, метеорологических (микроклиматических) и других условий, а также количества людей, оказавшихся в зоне поражения, оперативности и полноты мероприятий по их защите, эвакуации и иных факторов. Химическое оружие может быть использовано террористами скрытно, в любых направленно дозируемых масштабах и способно обеспечить заданное время воздействия на организм (от нескольких секунд до суток и более). Можно ожидать осуществления терактов против отдельных лиц, конкретных групп людей и случайного набора лиц (толпа, поток людей в закрытых, плохо вентилируемых помещениях). Последнее требует особого внимания и прогнозируемых оценок.
Ни население, ни госслужбы не ждут применения ОВ. Население в мирное время абсолютно не защищено от них и может не сразу обнаружить их действие. При этом количество пораженных в толпе, например находящейся в замкнутом пространстве, может измеряться тысячами, что показал теракт в японском метрополитене. Следует отметить, что вентиляционные системы могут способствовать распространению ОВ по помещениям. Таким образом, спецслужбам и медикам следует ожидать таких симптомов поражения, которые потребуют особых приемов, навыков, технических средств и просто огромных физических усилий даже при оказании первой помощи и госпитализации пострадавших. Причем специальные группы, оказывающие помощь пострадавшим, будут в средствах защиты, а пострадавшие - нет. Это будет оказывать крайне тяжелое психическое воздействие на людей, которые могли и не получить тяжелых поражений. К настоящему времени не существует методик, позволяющих хотя бы приближенно оценивать вероятные санитарные потери в момент теракта с применением химических веществ, но приблизительные прогнозы, основанные на расчетах поражающего действия ОВ, позволяют утверждать, что ситуация будет несравнима с авариями, которые ожидаются при выбросе АХОВ. Пораженные при терактах не смогут получить эффективной специализированной медпомощи, поскольку во многих городах России токсикологические центры отсутствуют.
После применения ОХВ (ОВ) фактическая зона загрязнения неизбежно будет расширяться, поскольку не всегда окажется возможным сразу избежать разноса ОХВ (ОВ) воздушными потоками, неизбежно распространение по помещениям путем переноса веществ на одежде и обуви людьми, которые были в зоне загрязнения, но не были своевременно дегазированы. Это может вызвать тяжелые массовые поражения, которые растянутся на годы, обусловить преждевременную гибель людей.
Известно, что наибольший эффект воздействия ОХВ (ОВ) может быть достигнут при поступлении их через органы дыхания или кожные покровы. Следовательно, необходимо использовать либо фактор ограниченного пространства, либо фактор обязательного контакта.
Наиболее вероятными зонами проведения терактов в условиях города могут являться замкнутые пространства, в которых возможно создание высоких (смертельных) концентраций ОХВ (ОВ) - залы, здания, метро, туннели и другие.
Меры противодействия химическому терроризму объединяют в следующие четыре блока:
1) меры предупреждения (событие ожидается), то есть профилактически проводимая аналитическая и организационная работа в режиме ожидания события включает решение задач по моделированию вероятных сценариев ожидаемого события, оценку объектов и лиц, имеющих отношение к изготовлению высокотоксичных веществ, создание системы мер парирования, включающей подготовку организаций и специалистов по оказанию помощи при терактах, созданию технических средств по индикации, дегазации, защите, оказанию медпомощи;
2) меры парирования (событие произошло), т.е. регламентированная реакция на произошедшее событие, выполняемая группами быстрого реагирования и ликвидации последствий, включающая следственные действия, идентификационные химико-аналитические работы, защиту населения и оказание медпомощи пораженным, мероприятия по дегазации и очистке;
3) текущие методические разработки включают определение общего алгоритма действий при теракте, частные вопросы по моделированию событий, информационному контролю, средств и методов индикации, защиты, диагностики и лечения поражений и др.;
4) доработка нормативной базы, направленная на создание серии нормативных, правовых документов для госслужб и муниципальных органов, определяющих принятие принудительных мер по ограничению передвижения, изоляции загрязненных лиц, уничтожению загрязненного имущества, норм охраны труда и социальных гарантий для лиц, участвующих в ликвидации последствий терактов.